Не так далеко ушли те времена, когда деревья были большими, интернет - молодым, а сайты создавались с помощью HTML. Большинство сайтов в те времена состояли из нескольких статичных страниц, приправленных небольшим количеством графики. Интернет рос и взрослел, и вместе с ним росли как сами сайты, так и их количество. Если управлять сайтом из 4-5 страниц не составляло никакого труда, то управление сайтом в 50 страниц уже начинало вызывать определенные трудности. Те, кто хоть немного знаком с HTML, могут себе представить тот объем работ, когда требовалось поменять или добавить всего лишь один пункт меню или раздел на сайте.
Вот тогда и возникла острая необходимость облегчить процесс управления большим сайтом и информацией на нем, и появились первые CMS. CMS (content manage system) - в переводе с английского это система управления контентом (сайтом). Иногда ее называют ЦСМ или "движком" сайта.
Основной принцип работы любой CMS - разделение дизайна (оформления) сайта и информации на нем. Вся информация (контент) хранится в базе данных, а все графические элементы оформления - в отдельных файлах.
Основное отличие CMS от статичного сайта на HTML - здесь нет готовых страниц, каждая страница на сайте собирается на лету из отдельных элементов, как пазл. Причем набор таких элементов может быть уникальным для каждой из страниц сайта.
У любой CMS есть 2 стороны: одну из них, которая называется front-end, видят все посетители, зашедшие на сайт. Другая, называемая back-end или администраторский раздел (админка), доступна только владельцу или редактору сайта и не видима для других посетителей.
Появление CMS решило важную задачу: работа по управлению сайтом стала легкой, комфортной и доступной практически любому пользователю, без специфических знаний HTML и других языков программирования. Почти все CMS оснащены WYSIWYG-редактором (визуальным редактором). Внешне он похож на текстовый редактор офисных приложений и позволяет без труда отредактировать любой текст на сайте, добавить на страницу картинку или фотографию.
Какие CMS бывают.
Платные и бесплатные. Преимущества платных систем состоит в постоянной технической поддержке. И вот тут возникает парадокс: для конкретных проектов бесплатные системы могут оказаться более предпочтительными, чем их платные аналоги.
Платные движки: 1С-Битрикс, NetCat и др..
Бесплатные движки: Wordpress, Joomla, Drulal и др..
Над каждой из этих систем трудится огромная команда разработчиков, совершенствуя и улучшая их с каждой новой версией.
Какой из движков выбрать для вашего проекта - для вас, как для клиента, принципиальной разницы нет. Каждая из них в большинстве случаев обеспечит комфортное управление вашим сайтом. Если вы доверяете разработку сайта специалисту, дайте ему возможность выбрать и работать с "любимой" CMS. Конечно, если только это не создаст преград в развитии вашего проекта.
Какая система управления контентом вам не подходит.
А вот здесь можно однозначно сказать: "самописные" движки вам не подходят. Вы можете использовать самописную CMS только в одном случае: если вы сами ее написали. Конечно, веб-студии, создающие сайты на самописном движке, будут убеждать вас, что только их движок самый функциональный и самый безопасный. Правда, через некоторое время веб студия может сменить ориентацию или совсем закрыться, и тогда вы рискуете статься один на один с системой, в которой никто, кроме разработчиков, разбираться не будет. И в случае необходимости расширить или внести доработки в сайт, с большой вероятностью вам придется переносить его на одну из популярных CMS.
Итак, какие преимущества дает использование CMS на сайте.
- Удобный интерфейс для управления содержимым сайта. Удобное редактирование и добавление информации на сайт без участия программистов и дополнительных технических знаний.
- Возможность расширения сайта, создание неограниченного количества разделов и категорий.
- Экономия на стоимости поддержки сайта. Web-мастер или программист вам не потребуется, ведь управлять сайтом сможет любой сотрудник компании.
- Подходит для любого проекта - от небольшого сайта-визитки, до больших информационных порталов и интернет-магазинов.
- Легкое и удобное добавление Мета-данных для seo-оптимизации и продвижения сайта.
- Управление уровнем доступа для пользователей. CMS позволяет разделить доступ для пользователей к отдельным страницам или разделам на сайте. С помощью управления уровнем доступа, можно давать доступ к платным материалам или закрытым разделам, предоставлять специальные возможности определенным группам посетителей сайта.
- Большие возможности по расширению функционала сайта. Корпоративный сайт на CMS легко превратить в интернет-магазин, а на информационный портал добавить форум для общения.
Очевидно, что с появлением CMS редактирование и добавление информации на сайт стало простым, удобным и доступным широкому кругу пользователей и владельцев сайтов.